Междисциплинарный диалог в гуманитарно- образовательном пространстве.
Н.П.Пырева, учитель
русского языка илитературы
МОУ СОШ №2
г. Суровикино
Литература и музыка как средство
формирования духовного мира учащегося.
1
«Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут
сладкие созвучья,-
Способен на обман,
измену, подлость,
Темны, как ночь души
его движенья,
И мысли все угрюмы,
как Эреб.
Не верь такому»- эти слова принадлежат не музыканту, а поэту,
великому Шекспиру.
Музыка и слово неразрывны.
Литература всегда рождала великие
музыкальные произведения, так же, как и музыка вдохновляла мастеров слова. Не
случайно биографии писателей говорят нам о том, что музыка всегда была частью
их жизни. А.С.Грибоедова
мы знаем не только как
дипломата, выдающегося поэта, драматурга, но и как талантливого музыканта. Он
прекрасно играл на фортепиано, сам создавал. вдохновенные, изящные миниатюры.
М.Ю.Лермонтов в годы своей учебы в университете
участвовал в конкурсе скрипачей-виртуозов истал его победителем.
Л.Н.Толстой страстно любил Моцарта, играл его
фортепианные концерты, сочинял музыку.
Б.Л.Пастернак был пианистом…
И эти примерыможно продолжать.
Музыка и литература
настолько тесно переплетены, их взаимопроникновение настолько велико, что,
преподавая в школе литературу, невозможно не говорить о музыке. Как можно
разделить, например, роман Пушкина «Евгений Онегин» и гениальную оперу
Чайковского? Или, знакомя детей со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…»,
не вспомнить удивительный романс Глинкии необычную историю посвящения стихов и музыки матери и дочери Керн.
« Из наслаждений
жизниодной любви музыка уступает, но и
любовь- мелодия», - так сказалПушкин.
Когда речь заходит о поэзии,мы невольно переходим на музыкальную
терминологию: созвучие, гармония, интонация, мелодика… Да и свою ритмическую
организацию, подчинение определенному размеру стихи взяли у музыки.
И художественная литература, и музыка воздействуют
на человека через эмоции. Любое, даже самоесильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой. Союз
этих двух искусств - мощное средство для эстетического, нравственного
воспитания, для развития фантазии, образного мышления.
Очень часто
музыка вплетается автором литературного произведения в его содержание,
становится одним из средств раскрытия художественных образов, помогает лучше
понять идею. Вспомним «музыкальные» страницы сочинений Льва Толстого. В
рассказе «После бала» смена яркой, радостной, счастливой музыки бала убогой,
пронзительной и устрашающей музыкой экзекуции подчеркивает перелом в ощущениях,
в сознании героя. А наши любимые персонажи изромана «Война и мир» - Наташа, Николай Ростовы, княжна Марья –
неразрывно связаны с музыкой, глубоко чувствуют и понимают ее. «Люблю музыку
больше других искусств»,- писал Лев Толстой.
Великий композитор
П.И.Чайковский в письме К.Романову сравнивал поэзию А.А.Фета с музыкой: «Фет
есть явление совершенно исключительное, в лучшие свои минуты выходит он из
пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область, т.е. в музыку.
Потому часто Фет напоминает мне Бетховена. Подобно Бетховену ему дана власть
затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам слова. Это
не просто поэт, скорее поэт-музыкант».
Фортепианная
соната №2 Л.Бетховена стала лейттемой повести А.Куприна «Гранатовый браслет».
Высокая и трагическая тема любви удивительно созвучна с музыкой Бетховена и
строкой из молитвы: «Да святится имя твое…»
Русская музыкальная культура предоставляет
богатейший материал для взаимодействия с литературой. Почти все литературные
произведения из школьной программы имеют свои музыкальные прочтения. Тонкое
чувство прекрасного, интуиция художника, психологическое чутье позволяют
композиторам понять литературное произведениеточно и глубоко. А иногда музыканту удается усилить его идейное
звучание. Так, например, произошло
с трагедией А.Пушкина
«Борис Годунов» и одноименной оперой М.Мусоргского. В трагедии народ тихо
ропщет против царской власти и свой протест, и проявление непокорности выражает
молчанием. «Что же вы молчите? Кричите: да здравствует царь Дмитрий
Иванович!»И гениальная ремарка Пушкина
– «народ безмолвствует». Цензура совершенно справедливо усмотрела за этими
словами крамольный смысл. Трагедия, оконченная в 1825 году, была запрещена и опубликована
лишь спустя пять лет в 1830 году.
В 1866
году другой великий художник, композитор М.П.Мусоргский обратился к творению
Пушкина и написал выдающуюся оперу «Борис Годунов», ставшую шедевром мирового
значения. Через 36 лет после опубликования трагедии в печатикомпозитор пошел дальше поэта: молчаливый
протест он продолжил народным бунтом.Беглый монах Варлаам у Мусоргского становится бунтарем, представителем
протестующего против рабства народа. Другой персонаж- Юродивый - прямо бросает
обвинение в убийстве в лицо царю Борису: «Нельзя молиться за царя Ирода,
Богородица не велит».И кульминацией
оперы становится сцена народного бунта с почти революционным хором
«Расходилась, разгулялась сила-удаль молодецкая».
Сценическая судьба оперы повторила судьбу
трагедии: также запрещенная цензурой, она была поставленачерез семь лет после написания.
Я думаю, что
сопоставление этих двух великих произведений поможетраскрыть замысел Пушкина, увидеть Россию 19
века глазами ее современников, глубже понять историю нашей страны. А главное
весь материал может быть представлен более ярко, эмоционально и, конечно, будет
иметь больший воспитательный эффект.
Очень часто
музыка входит в литературное произведение, дополняет, обогащает его, а потом
это произведение вновь становится музыкой, ужеболее совершенной.
«Вечера на хуторе
близ Диканьки»Н.В.Гоголя благодаря именно народным песнямстали удивительно поэтичными
повестями-поэмами. На гоголевских страницах мы слышим то озорные, то лирические
песни, частушки, колядки, щедровки. Эта удивительная музыкально-поэтическая
атмосфера «Вечеров…» привлекла к себеН.А.Римского-Корсакова, который позже написал оперу «Майская ночь» по
повести Гоголя.
Взаимопроникновение, переплетениезамыслов великих мастеров, сочетание талантов многократно усиливает
художественную силу их творений.
2
Как можно использовать
этот неисчерпаемый ресурс на школьных уроках?
Возможности и пути многообразны.
Музыка может играть
роль фона, эмоционально поддерживающего тему урока. На подобных уроках
необязательно давать информацию о самой музыке и ее авторе. Достаточно назвать
имя композитора и название прослушанных произведений. Это расширит кругозор
учащихся, не слишком отвлекая их от основной темы. Такой прием может быть
использован на уроках, посвященных изучению поэтических произведений. Музыка
можетстать основой для мелодекламации, что всегда делает
стихи более выразительными. Так фортепианный цикл Чайковского «Времена года»
может стать прекрасным музыкальным фоном для чтения стихов русских поэтов о
природе.
Вторым
приемом использования музыки на уроке является иллюстрирование литературного
произведения при помощи цитат из произведений музыкальных.
Например, изучая роман
Толстого «Война и мир», можно прослушать Вальс Наташи или арию Кутузова из
одноименной оперы С.С.Прокофьева.
Информация о
музыкальном произведении может стать частью биографии писателя.Рассказывая о стихотворении Пушкина «Я помню
чудное мгновенье», надо сказать не только о том, что оно посвящено автором Анне
Керн, но и о том, что М.И.Глинка был влюблен в дочь Анны Петровны Екатерину и
музыку к этому стихотворению посвятил ей. Таким образом, романс «Я помню чудное
мгновенье» имеет двойное посвящение матери и дочери. Можно также
упомянуть о том, что М.Глинка был одноклассником младшего брата Пушкина Льва,
был знаком с самим поэтом, написал много произведений на его стихи, в
частности, оперу «Руслан и Людмила».
Следующим
приемомиспользования музыки на уроках
литературыявляетсяанализ тех эпизодов, в которых музыка
характеризует героя, раскрывает его внутренний мир. Например, рассказ
И.С.Тургенева «Певцы» или эпизод из романа «Война и мир» «Наташа у дядюшки
после охоты».
И самым,
пожалуй, сложным, но самым информативным и насыщенным является уроксопоставления двух одноименныхпроизведений, как, например, опера
Мусоргского и трагедия Пушкина «Борис
Годунов», опера Чайковского и роман Пушкина «Евгений Онегин», трагедия Гете и
опера Гуно «Фауст».
«Там, где
кончается слово, начинается музыка…» Литература и музыка – очень близкие виды
искусства. Влияние каждого из них на формирование духовного облика молодого
человека огромно. И оно неизмеримо возрастает при их взаимодействии.
Использованная литература:
1.Музыкальная энциклопедия в 6 томах. Изд. «Советскаяэнциклопедия», Москва,1976г.
2.Из истории
музыки 20 века. Изд. «Музыка», Москва,1971